История промысла

Зарождение ювелирного промысла

Первоначальные документальные сведения о костромских мастерах относятся к XVI столетию — в 60-х годах этого века в Писцовых книгах города Казани среди 20 серебряников упоминается имя Рудака Борисова. Позднее, в Москве, в Серебряной палате работал Михаил Савельев — кормовой золотарь села Красного Костромского уезда. Костромское серебряное дело тесно соприкасалось с деятельностью мастеров Оружейной палаты, и в то же время имело свой специфический художественный почерк.

Наиболее ценным для изучения красносельского ювелирного промысла являются раскопки Дурасовского городища, проведенные в 1954 году сотрудником Московского Государственного института истории материальной культуры Е.И. Горюновой совестно с работниками Костромского областного музея-заповедника. Примечательно, что из 181 предмета, обнаруженного на месте древнего ремесленного поселения, не было ни одного орудия, связанного с земледелением. Зато 19 предметов относились непосредственно к обработке металла: льячка, обломки от тигелей, чеканы, точильные камни, женские украшения. Характер находок позволяет считать этот поселок «ремесленным», где основным занятием было ювелирное дело.

centr-sela-nachalo-20-veka

Расцвет промысла

Первая половина XIX столетия отмечена быстрым развитием капиталистических отношений в традиционном ювелирном промысле. Происходят значительные изменения в приемах обработки металлов, внедряется механизация: штамповка, вальцовка, золочение гальваническим способом, механическая полировка. Спрос на недорогие ювелирный украшения был заметен в Петербурге, Москве, на Кавказе, в Персии, Средней Азии и даже в Индии. Мастера умели подчеркнуть красоту металла: блеск полировочного серебра и позолоты, пестроту и яркость камней. Женские украшения: серьги, кольца, перстни, брошки декорировались разноцветными камнями. Визиткой карточкой красносёлов считалась скань. В селе Красном было широко налажено производство и огранка искусственных камней. Большое место в красносельском промысле занимало производство цепочек. Красносельские кустари поставляли для монастырей и церквей России разнообразные предметы культа. В 1889 году в селе Красном начала функционировать Пробирная палатка, что позволила освободить кустарей от расходов, сопряженных с поездками для клеймения изделий в Кострому.

probirnoe-upravlenie-klejmenie-izdelij

К концу XIX века продукция Красносельских ювелирных мастеров встречалась на всех крупных ярмарках России. Основной ассортимент был ориентирован на представителей небогатых слоев населения — недорогие медные и серебряные украшения, крестики и образа. Ювелирный промысел был развит и в близлежащих деревнях, причём каждая ориентировалась на определённый вид изделий.

В 1904 году была основана Художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела, положившая начало выработке техники «красносельской скани». Дальнейшее развитие промысел получил в промышленных масштабах с образованием Красносельского ювелирного завода.

Развитие красносельского ювелирного производства

Юве­лир­ное про­из­вод­ство в Рос­сии 1917-1920 гг. пе­ре­жи­ва­ло серь­eз­ные труд­но­сти, вы­зван­ные граж­дан­ской вой­ной, раз­ру­хой и вос­ста­но­ви­тель­ным пе­ри­о­дом. Толь­ко в 1924 го­ду уда­лось по-на­сто­я­ще­му на­ла­дить ра­бо­ту про­из­вод­ства. В этом же го­ду про­изо­шло объ­еди­не­ние Крас­но­сель­ской, Си­до­ров­ской и По­доль­ской ар­те­лей в Ко­стром­ской юве­лир­ный со­юз про­мыс­ло­вой ко­опе­ра­ции. В на­ча­ле 30-х го­дов, в свя­зи с кол­лек­ти­ви­за­ци­ей ар­тель бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в пром­кол­хоз «Крас­ный Кустарь». Крас­но­се­лы вос­ста­нав­ли­ва­ют про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ной по­су­ды — сто­пок, рю­мок, бо­ка­лов, под­ста­кан­ни­ков, чай­ных ло­жек и дру­гих пред­ме­тов, вы­ра­ба­ты­ва­е­мых из се­ребра, мель­хи­о­ра, с гра­ви­ро­ван­ным ри­сун­ком. Из­го­тов­ле­ни­ем этих ве­щей за­ни­ма­лись ма­те­ра де­ре­вень.

Воз­рож­де­ние юве­лир­но­го про­из­вод­ства в се­ле Крас­ное бы­ло пре­рва­но Ве­ликой Оте­че­ствен­ной вой­ной, ко­то­рая яви­лась су­ро­вым ис­пы­та­ни­ем для тру­до­во­го кре­стьян­ства и ма­сте­ров-ю­ве­ли­ров Крас­но­сель­ско­го рай­о­на. Ухо­дят на фронт при­зван­ные в ря­ды Крас­ной Ар­мии луч­шие кад­ры ра­бо­чих.
В 50-е го­ды в юве­лир­ную про­мыш­лен­ность при­шли мно­гие мо­ло­дые спе­ци­а­ли­сты, вы­пуск­ни­ки Крас­но­сель­ско­го тех­ни­ку­ма ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­лов и Крас­но­сель­ской проф­тех­шко­лы. Они сыг­ра­ли опре­де­ля­ю­щую роль в ху­до­же­ствен­ной на­прав­лен­но­сти юве­лир­но­го про­из­вод­ства в се­ле Крас­ное.
В 1961 го­ду ар­те­ли «Крас­ный ку­старь», «Ме­тал­ли­ст» и ма­стер­ская рай­пром­ком­би­на­та объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное пред­при­я­тие — Крас­но­сель­скую юве­лир­ную фаб­ри­ку, ко­то­рую воз­гла­вил вы­пуск­ник тех­ни­ку­ма Л. И. По­до­бин, сто­яв­ший за­тем у ру­ля ПО «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром» до 1984 го­да. 1 фев­ра­ля 1973 го­да юве­лир­ная фаб­ри­ка при­ка­зом Ми­ни­стер­ства пе­ре­име­но­ва­на в Крас­но­сель­ский юве­лир­ный за­вод. Соз­да­ет­ся Крас­но­сель­ское про­из­вод­ствен­ное объ­еди­не­ние «Юве­лир­пром», в ко­то­рое во­шли Крас­но­сель­ский, Ко­стром­ской, По­доль­ский юве­лир­ные за­во­ды и Си­до­ров­ская юве­лир­ная фаб­ри­ка. Про­дол­жа­ет­ся ко­рен­ная ре­кон­струк­ция про­из­вод­ствен­ной ба­зы, на­чав­ша­я­ся в 1960-е го­ды. Раз­вер­ты­ва­ет­ся мощ­ное стро­и­тель­ство, вво­дят­ся в строй но­вые кор­пу­са: за­го­то­ви­тель­ный, сбо­роч­ный, гра­ниль­ный, галь­ва­ни­че­ский, ин­же­нер­ный и ре­монт­но-ме­ха­ни­че­ский.

Мно­гие из­де­лия ху­дож­ни­ков-крас­но­се­лов при­нес­ли пред­при­я­тию ми­ро­вую сла­ву, бы­ли от­ме­че­ны ди­пло­ма­ми, ме­да­ля­ми меж­ду­на­род­ных и рос­сий­ских вы­ста­вок, при­об­ре­те­ны го­су­дар­ствен­ным Рус­ским му­зе­ем в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Му­зе­ем на­род­но­го ис­кус­ства в Москве, Ко­стром­ским ху­до­же­ствен­ным му­зе­ем. Эти экс­по­на­ты бы­ли и оста­ют­ся свое­об­раз­ным гим­ном Рос­сии. В них — узо­ры ее по­лей, пе­ре­лив­ча­тость бе­рез, вол­шеб­ство мо­роз­ной гра­фи­ки. С мо­ло­ком ма­те­ри впи­та­ло эту кра­со­ту но­вое по­ко­ле­ние ху­дож­ни­ков-крас­но­се­лов и пошло даль­ше, обо­га­щен­ное тра­ди­ци­я­ми, при­ме­та­ми се­го­дняш­ней жиз­ни.